Материал

Как сделать Невский проспект комфортным для горожан — большое исследование

Интервью
По итогам 2023 года Невский проспект стал самой аварийной центральной улицей города. Недавно команда урбанистов, аналитиков, историков выпустила большое независимое исследование о том, как сделать главную улицу безопасной и комфортной для петербуржцев. «Собака.ru» пересказала материал и поговорила с одним из авторов концептуальных предложений, урбанистом, автором канала «Вороньи мысли» Даниилом Ворониным, почему город до сих пор не запустил реновацию важной транспортной артерии города и сколько денег и времени необходимо на реализацию предлагаемых решений.
«Текущий приоритет в транспортной политике Петербурга — машины. Эта стратегия была распространена в 1960-1970-х годах в Европе, когда пытались удовлетворить спрос автомобилистов: строили развязки, улицы переделывали в шоссе. В какой-то момент от нее отказались Амстердам, Копенгаген, Париж, Лондон, Стокгольм в пользу развития общественного транспорта, пешеходной и велоинфраструктуры.

В России одним из положительных примеров реконструкции важной транспортной артерии города можно назвать улицу Щорса в Белгороде: пешеходные переходы оборудованы с обеих сторон платформами, светофорами и имеют островки безопасности и так далее.

Почему до сих пор в Петербурге отдан приоритет автомобилям? Я связываю это с некомпетентностью, незнанием транспортного планирования. Да, положительные моменты в виде платной парковки есть, но они были введены достаточно поздно.

Наше исследование Невского проспекта — это концептуальный проект, поэтому бюджет не был предметом изучения. При этом, если мы возьмем аналогичную реконструкцию московских улиц по самой завышенной стоимости, получится около 8 млрд рублей на весь Невский — это 5% от транспортного бюджета Петербурга. Есть ли такие деньги у города? При необходимости власти могут выделять суммы и в сотни миллиардов рублей. Когда мы поставим в приоритет пешеходов, найти деньги будет несложно, тем более на важную транспортную артерию.

Думаю, стоит поэтапно делать работу, начиная с приоритета пешеходов, общественного транспорта и дорожной диеты, высаживая деревья и расширяя тротуары. Хорошей практикой будет закрытие Невского проспекта вечером для проезда общественного транспорта, чтобы автомобилисты нашли альтернативные объезды и потоки перераспределились. Последним этапом — возвращение трамвая. Точно нельзя пытаться успеть сделать все работы за несколько лет. Это будет плохо и очень болезненно».
Даниил Воронин
Урбанист, автор канала «Вороньи мысли». Специально для «Собака.ru»
Читать полностью